В начале весны закончился период обязательного использования шипованной резины или «липучки» на легковых машинах и лёгких грузовиках, масса которых не превышает 3,5 тонны.
В конце прошлого года в силу вступил запрет на использование летней резины зимой: речь идёт об актуальном «перечне неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств». Согласно документу, водителям легковых машин и лёгких коммерческих автомобилей массой до 3,5 тонны с 1 декабря запрещено эксплуатировать ТС на летней резине. Это ограничение было снято сегодня, 1 марта.
Во время минувшей календарной зимы, то есть в период с 1 декабря по 29 февраля, для большинства водителей в России было обязательным использование зимних шин: либо шипованных, либо так называемой «липучки», то есть зимней резины фрикционного типа, которая может без металлических вставок иметь сцепление со скользкой поверхностью.
«Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС» является приложением к актуальным Правилам дорожного движения. Изменения с нормой о сезонности автомобильной резины вступили в силу в 2023-м. Согласно статье 12.5 КоАП, санкции самые «скромные» из возможных: нарушителям грозит либо штраф в размере 500 рублей, либо предупреждение. При этом ноябре прошлого года глава ГИБДД Михаил Черников настаивал на том, что сотрудники ведомства не будут наказывать водителей, не соблюдающих «шинную сезонность».
Стоит отметить, что календарные весна и осень для автовладельцев являются «пересменкой» – официальных запретов на использование любой зимней или летней резины в это время нет. Однако с 1 июня в силу вступит запрет на использование шипованных шин («липучки» норма не касается), с аналогичным наказанием – предупреждение или минимальный штраф. Этот сезонный запрет действует до 1 сентября. Считается, что шипы в тёплое время года способствуют увеличению тормозного следа и преждевременному разрушению дорожного покрытия.
Напомним, в РФ могут вернуться штрафы за превышение средней скорости. О том, что соответствующий проект изменений в ПДД был доработан, стало известно в конце прошлого года. В случае одобрения документа, подготовленного Минтрансом, норма может вступить в силу уже 1 сентября. Напомним, среднюю скорость движения ТС планируется рассчитывать по времени, которое автомобилист тратит на проезд между двумя или несколькими дорожными камерами, расположенными на определённом участке.
Инициативу поддержали в Минэкономики; в ведомстве считают, что «существующий в настоящий момент точечный контроль мгновенной скорости не позволяет исключить правонарушения на протяжённых участках автодорог». Стоит отметить, что подобная практика применялась ранее в ряде российских регионов, однако была прекращена в 2021 году: многие жалобы оспаривались и суды нередко становились на сторону автомобилистов, так как норм, требуемых для вынесения соответствующих постановлений не было.
Теперь законодатели решили эти нормы всё-таки внести и вернуться к сбору штрафов (оспорить их, очевидно, будет в разы сложнее). К слову, размер взысканий для нарушителей пока официально не определён, для этого понадобятся поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях.