Site icon iNauka

Бюджет-2022: откуда возьмут и кому раздадут 1,5 триллиона

14 декабря официально опубликован бюджет-2022. В следующем году государство не будет сорить деньгами: расходная часть выросла всего на 4%, что даже не перекрывает ожидаемой инфляции в 7,8%. Но такая прижимистость коснется далеко не всех. Кто в 2022-м будет любимцем госфинансов, а кому придется потуже затянуть пояса, — разбирался «Минфин».

13

Бюджетный процесс потихоньку теряет былой драматизм. Главная смета страны уже давно принимается задолго до наступления новогодней ночи. Снижается и градус торгов за депутатские голоса.

Во всяком случае теперь борьба мажоритарщиков за привлечение денег на подшефные территории начнется уже после утверждения бюджета-2022. 6 млрд грн субвенции на социально-экономическое развитие отдельных территорий будут распределены комиссией Минфина (как минимум, половину ее состава сформируют представители бюджетного комитета). Аналогичным образом разбросают по регионам деньги образовательной и спортивной субвенций.

Кто из депутатов сможет похвастаться перед своими избирателями реконструированным стадионом или своевременной оплатой труда педагогов, станет известно позднее.

И все же битва за государственный ресурс велась и в этом году. С появлением официальной версии бюджета-2022 стали известны имена победителей.

Что поможет наполнить бюджет

По сравнению с бюджетом текущего года доходы казны в 2022-вырастут примерно на 10%. Это не так уж много, учитывая показатель прогнозной инфляции в 7,8%. Рост доходов должно обеспечить и развитие экономики: в следующем году правительство прогнозирует рост ВВП на 3,8%. Это очень скромные ожидания. Ведь, к примеру, мировая экономика должна вырасти на 4,9%, а национальный продукт развивающихся стран — на 5,1% (прогноз МВФ).

Такой скромный прирост государственных доходов сильно ограничивал правительство в наращивании расходов. Ведь по условиям МВФ, для получения нового транша Кабмину необходимо сократить кассовые разрывы казны. В следующем году плановый дефицит бюджета будет снижен до 3,5% ВВП с 5,5% ВВП, предусмотренных на текущий год.

Чтобы вписаться в такие жесткие параметры и удовлетворить хотя бы часть бюджетных запросов, правительству пришлось искать скрытый ресурс. Между первым и вторым чтением бюджетного законопроекта доходы казны были увеличены на 54,7 млрд грн до 1 322 млрд грн. Произошло это в основном за счет увеличения налоговых поступлений.

Реальным ресурсом для такого прироста стало утверждение так называемого «антиахметовского» законопроекта (№ 5600). В свое время, комментируя утверждение документа на Кабмине, премьер Денис Шмыгаль сообщил, что его нормы позволяют увеличить ежегодные поступления в бюджет на 60 млрд грн. Позднее Минфин оценил дополнительный ресурс от законодательных инициатив намного скромнее — 30 млрд грн. Председатель Комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев вообще снизил планку до 20−25 млрд грн.

Исходя из окончательных параметров доходной части бюджета, правительство планирует получить от предприятий дополнительно чуть более 21,1 млрд грн- всего 158,4 млрд грн в год. Судя по всему, это и есть ожидаемые поступления от принятого 30 ноября налогового законопроекта № 5600.

Остальное пришлось «докручивать» практически из воздуха. Но, скорее всего, доходная часть в следующем году будет перевыполнена. Ведь инфляция имеет все шансы превысить показатель, на основе которого верстался бюджет. Так случилось и в этом году.

По результатам января-ноября план по доходам перевыполнен на 30 млрд грн. Причина лежит на поверхности: бюджет накачивается инфляционными деньгами. По итогам ноября инфляция достигла 10,3% в годовом выражении, тогда как бюджет-2021 учитывал рост цен на уровне 7,3%.

Фавориты бюджета: правительство, силовики и судьи

Расходная часть бюджета определена в размере почти 1,5 трлн грн. 575 млрд грн или 38% всех расходов бюджета в следующем году будет потрачено на обслуживание и погашение государственного долга. Это самая большая статья трат казны. Впрочем, в этом году ситуация еще хуже: изначально утвержденная версия бюджета-2021 предусматривала на эти цели 627 млрд грн, что составляло 47% всех расходов казны.

Однако правительство очень рискует увеличить расходы на обслуживание госдолга. Ужесточение монетарной политики ФРС негативно повлияет на стоимость привлекаемого Украиной ресурса, как впрочем, и эскалация военного конфликта с РФ. Это уже признал министр финансов Сергей Марченко.

На какие направления еще не поскупилась власть? Традиционно щедрое финансирование получают сами представители власти — депутаты, правительство, аппарат Президента. В конце прошлого года много шума наделали расходы на финансирование Офиса президента: в бюджете-2021 они выросли сразу на 40%, перевалив за миллиард.

В бюджете-2022 рекордный прирост финансирования получил Кабинет Министров, переплюнув даже «достижения» ОП. В следующем году хозяйственно-финансовому департаменту Кабмина предстоит освоить почти 5 млрд грн, что на 94% больше ассигнований, предусмотренных на 2021-й год. А вот Офис президента получил даже меньше, чем в этом году — немногим более 1 млрд грн против 1,27 млрд грн, зашитых в бюджете-2021.

Почти на 50% в сравнении с финансированием текущего года вырастут расходы на содержание СНБО (388 млн грн против 260 млн грн). Очевидно были учтены заслуги этого органа на поприще борьбы с олигархами.

Напомним, что недавно подписанный главой государства Закон «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)» — плод совместного законодательного творчества СНБО и Антимонопольного комитета.

К слову, финансирование АМКУ в следующем году будет почти таким же щедрым, как и у СНБО — почти 346 млн грн или на 26 млн грн больше, чем в этом году.

Среди других фаворитов бюджета — Офис Генпрокурора, чье финансирование увеличено почти на 22% до 14 млрд грн и Государственная судебная администрация (плюс 16%, 19 млрд грн).

А вот расходы на оборону, учитывая, что Украина находится в состоянии войны, вырастут не так сильно — менее, чем на 10% — до 133,5 млрд грн.

Как будут расти соцстандарты

Социальные стандарты будут расти куда медленнее, чем расходы на прокуроров и судей. Например, прожиточный минимум поднимется примерно на 8%, минимальная зарплата — только на 3%. Зарплатная минималка вырастет в следующем году только с 1 октября — с 6500 грн до 6700 грн.

Это означает очень скромный прирост по выплатам, привязанным к этим показателям, например, тех же пенсий. Минимальная пенсия по возрасту для тех, кто имеет достаточный страховой стаж (30 лет для женщин, 35 лет — для мужчин) составляет 40% от минимальной зарплаты.

В следующем году такая пенсия вырастет на 80 грн. Люди с меньшим стажем получают пенсии на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. В 2022-м их прибавка к пенсии составит 159 грн. Из 11 млн. украинских пенсионеров минимальные пенсии получают около 4 млн.

У правительства своя правда. По информации Минсоцполитики, в следующем году среднегодовой размер пенсии составит 4533 грн и по сравнению с нынешним годом увеличится на 940 грн или 26%.

Статистику будут вытягивать возрастные доплаты к пенсиям. Например, с октября будущего года начнутся выплаты надбавок пенсионерам в возрасте 70 — 75 лет. Эти надбавки, по подсчетам министерства, получит 1,7 млн человек. Для этой же возрастной категории введут минимальную пенсионную выплату на уровне 3 тыс грн (при наличии 30-летнего страхового стажа у женщин и 35-летнего — у мужчин).

Также правительство уже утвердило план повышения пенсий «чернобыльцам». С 1 января 2022 года пенсионные выплаты для них будут не меньше:

А с 1 декабря пересчитают пенсии в связи с ростом средней зарплаты, которая учитывается при расчете пенсионных выплат. В Минсоце заявляют, что эта программа коснется 60 тыс. человек.

Зарплаты врачей дорастут до 20 тысяч

В бюджете на 2022 год на здравоохранение заложена рекордная для отрасли сумма — 232,8 млрд. грн. Это на 38 млрд больше, чем в нынешнем году. Такое финансирование позволит поднять зарплаты врачей. Согласно президентскому указу минималка для врача составит 20 тыс. грн, для медсестры — 13,5 тыс. грн.

Сейчас медики получают намного меньше. Их зарплаты устанавливают медучреждения, согласно опросам, 53% работодателей предлагают медикам заработную плату от 10 400 грн, 29% работодателей готовы платить от 16300 грн и только 7% украинских врачей получают больше 28100 грн.

Из важных статей расходов на медицину:

Также предусмотрены выплаты работникам учреждений здравоохранения в связи с переездом на новое место работы или переквалификацией при формировании сети больниц в госпитальных округах — 100 млн грн.

Студентам повысят стипендии в 1,5 раза

Учителям повезло меньше: в следующем году их зарплаты, по подсчетам Министерства образования и науки (МОН), вырастут всего на 8%. А значит, останутся мизерными. В 2021 году ставка минимального оклада молодых педагогов доросла до 5625 грн, учителя 1 категории — до 6567 грн, педагога высшей категории — до 7001 грн.

В МОН подсчитали, что в этом году средняя учительская зарплата составила 13759 грн при средней зарплате по Украине 14045 грн. Очевидно, что такое же положение вещей сохранится и в следующем году.

Зато заботу государства ощутят студенты: в 2022-м размеры академических стипендий в учреждениях профессионального высшего и высшего образования будут увеличены в сравнении с нынешним годом в 1,5 раза, в учреждениях профессионального образования — в 2,5 раза.

Минимальная стипендия для студентов профтехучилищ выросла в 2021 году до 1250 грн. (с 450 грн. в 2020-м), «минималка» для студентов университетов за этот период увеличена с 1300 грн. до 2000 грн.

Из важных новаций, которые в будущем году профинансирует бюджет, — запуск «Школы супергероев». Она позволит получать образование детям, которые находятся на стационарном лечении или проходят реабилитацию в учреждениях здравоохранения.

В 2022 году впервые расходы на образование сводного бюджета составят более 7% ВВП: на образовательные программы будет израсходовано более 392 млрд. грн.

Что построят

Почти 17,9 млрд грн будет освоено в будущем году через Мининфраструктуры. Это почти вдвое больше, чем в 2021 г. Так финансируются проекты, работающие на имидж Президента, который хочет войти в украинскую историю, как инициатор «Большой стройки».

На эти средства обещают активно строить и ремонтировать дороги. Согласно озвученным планам, до 2024 г планируется построить и отремонтировать 24 тыс км дорог.

Часть средств пойдет на обновление аэропортов. В частности, в следующем году запланировано:

Источник: МинФин

Exit mobile version