Site icon iNauka

До Янковского, Аксеновой и Снигирь: как еще в России экранизировали «Преступление и наказание»

  • Если Булгакова режиссеры считают проклятым писателем, то Достоевского — самым сложным для кино. Однако Владимир Мирзоев далеко не первый, кто отважился работать с его текстами.

    В 2024-м одним из главных трендов в российском кинематографе стала экранизация классических произведений. В начале года в прокат вышли «Мастер и Маргарита» и «Онегин», а на конец октября запланирована премьера сериала «Преступление и наказание». Широко обсуждать этот проект начали еще давно: во-первых, из-за смелых заявлений режиссера Владимира Мирзоева о переносе сюжета в современность, во-вторых, из-за звездного состава. Светская премьера «Преступления и наказания» в Москве прошла еще 22 октября, а вот зрителей «Кинопоиска», собравшихся 26 октября у экранов посмотреть первую серию, ждал неприятный сюрприз.

    В последний момент дата выхода изменилась на 29 октября. По официальной версии, это произошло по «техническим и операционным причинам», однако в объяснение поверили далеко не все пользователи Сети. Одни начали рассуждать о том, что из сериала вырезают особо провокационные сцены, а другие, что эпизоды переснимают по примеру «Слова пацана».

    Впрочем, создатели утверждают, что проблемы временные и они постараются их быстро решить. Согласно опросам, сейчас посмотреть на бородатого Ивана Янковского в роли бедного студента Родиона Раскольникова собирается уже около 1,3 млн зрителей, и это не предел. А пока все обсуждают новаторские решения в этом проекте, предлагаем вспомнить и другие экранизации «Преступления и наказания», которые в свое время тоже наделали немало шума.

    «Преступление и наказание», 1969 год (режиссер Лев Кулиджанов)

    Всего по знаменитой книге Федора Достоевского снято около 10 фильмов в разных странах, в том числе в Польше, Финляндии, Франции и США, однако одна из лучших экранизаций увидела свет в 1969 году в СССР. Тогда за создание фильма взялся режиссер Лев Кулиджанов. Сюжет картины практически полностью повторил сюжет романа, но больше всего критики хвалили даже не эту точность, а то, что в фильме была идеально передана гнетущая атмосфера произведения. И без того мрачный Санкт-Петербург Кулиджанов снял в черно-белом формате. И хотя такое решение было принято режиссером в большей степени в целях экономии (цветная кинопленка тогда была в дефиците и ее проявка требовала дорогостоящего оборудования), картине это пошло только на пользу.

    Главные роли в «Преступлении и наказании» 1969 года исполнили Георгий Тараторкин (Родион Раскольников), Иннокентий Смоктуновский (Порфирий Петрович), Виктория Федорова (Авдотья Романовна), Ефим Копелян (Свидригайлов), Евгений Лебедев (Мармеладов) и другие талантливые артисты, а для «Сони Мармеладовой» Татьяны Бедовой фильм вообще стал кинодебютом. До того, как поступить в театральный, она трудилась испытательницей полупроводниковых приборов в объединении электронного приборостроения. Бедова проходила кастинг в «Преступление и наказание» последней, поскольку к началу съемок в проект уже утвердили другую актрису, но она не справилась с ролью. Татьяна тогда тоже только училась играть и очень нервничала, но именно эта пугливость и скромность так впечатлили Кулиджанова.

    В советский прокат фильм вышел в 1969-м, а в мировой годом позже и тогда же критики назвали экранизацию одной из лучших работ в фильмографии Льва Кулиджанова. Картина длится невероятно долгих для современного зрителя 3 часа 41 минуту, так что перед ее просмотром будет нелишним запастись терпением, но катарсис на финальных титрах обеспечен!

    С фильмом оказался связан и один скандал. «Преступление и наказание» хотели показать на Каннском кинофестивале, но незадолго до премьеры его основатель и организатор Роберт Фавр Ле Бре заявил, что устал от «славянских зрелищ и японских кино-самураев», и запретил включать в программу фестиваля советские и японские фильмы. Советской стороне пришлось ответить: художественный руководитель Московского театра кукол Сергей Владимирович Образцов, включенный в состав жюри фестиваля, отказался от работы. Венецианский кинофестиваль тогда тоже не проводился, поэтому фильм незаслуженно остался без международных наград.

    Кадр из фильма «Преступление и наказание», 1969 год

    «Преступление и наказание», 2007 год (режиссер Дмитрий Светозаров)

    В начале нулевых тоже наблюдался рост интереса режиссеров к классике и началось это после того, как Владимир Бортко снял сериал по «Идиоту». В 2007 году Дмитрий Светозаров взялся за еще одно произведение Федора Достоевского и вскоре на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», который был тепло принят зрителями. Из-за того, что режиссеру не нужно было укладываться в строгие временные рамки полнометражного кино, он позволил себе детально рассказать о всех ключевых сюжетных поворотах, а отдельную похвалу получил за выбор актеров. В проекте снялись Владимир Кошевой (Родион Раскольников), Андрей Панин (Порфирий Петрович), Александр Балуев (Аркадий Свидригайлов), Елена Яковлева (Пульхерия Раскольникова), Юрий Кузнецов (Семен Мармеладов), Зоя Буряк (Настасья), Светлана Смирнова (Катерина Ивановна) и другие.

    Благодаря кропотливой работе художников-постановщиков, костюмеров, гримеров и декораторов обстановка Петербурга тоже была воссоздана превосходно. В кадре также встречается много желтого цвета, который у Достоевского символизировал болезненность и безысходность.

    По ходу сюжета режиссер Дмитрий Светозаров старался не отступать от литературного первоисточника, однако финал полностью изменил, превратив его в «балабановщину», что особенно примечательно, поскольку незадолго до начала съемок он говорил, что не имеет права на авторскую трактовку такого материала. Кстати, для Владимира Кошевого эта роль тоже стала первой в большом кино, а получить ее ему помог тот факт, что он просто сам по себе долго был студентом — у актера два высших образования.

    Правда, чтобы преобразить в Раскольникова, Кошевому пришлось пройти через непростые испытания. Режиссер заставлял его слушать гнетущую музыку, в перерывах между дублями не разрешал снимать грязную и засаленную одежду и незапланированно увеличивал смены, чтобы артисту действительно пришлось существовать в некомфортных условиях.

    Съемки сериала «Преступление и наказание», 2007 год

    «Преступление и наказание», 2024 год (режиссер Владимир Мирзоев)

    «Не могу сказать, что при подготовке использовал какой-то определенный метод. Искал вдохновение в литературе, живописи, пытался найти художника, который мог бы через картины для меня открыть этот внутренний мир автора. И им оказался Эдвард Мунк», — рассказывал Иван Янковский о своем Родионе Раскольникове.

    О том, что именно он сыграет эту роль, стало известно еще осенью 2023 года, и, как оказалось, конкурентов во время кастинга у наследника громкой фамилии не было. Дело в том, что Янковский сам предложил Владимиру Мирзоеву экранизировать этот роман еще во время съемок «Топей». А у режиссера в тот момент уже возникали подобные мысли, и он даже начал готовить синопсис проекта.

    Несмотря на то, что сериал еще даже не вышел, некоторым критикам уже удалось посмотреть первые эпизоды и они признали их не самыми удачными. Пока что режиссера Владимира Мирзоева ругают за смешение эпох в кадре (действие перенесено в современность, но герои говорят цитатами из книги), чрезмерную сюрреалистичность и неубедительность Раскольникова. В Сети пишут, что Янковский перебарщивает с экспрессивностью, а времени на то, чтобы передать глубину внутренних переживаний Родиона, у него уже не остается.

    Тем не менее, время на то, чтобы немного «выправиться» у сериала все же будет: он состоит из 10, а не из стандартных 8 серий, так что не исключены необычные сюжетные повороты. Что можно похвалить в «Преступлении и наказании» с самого начала, так это актерский состав — Иван Янковский (Родион Раскольников), Любовь Аксенова (Дуня), Тихон Жизневский (Дмитрий Разумихин), Владимир Мишуков (Порфирий Петрович), Алена Михайлова (Соня Мармеладова), Владислав Абашин (Аркадий Свидригайлов), Юлия Снигирь (Марфа Петровна), Никита Тарасов (Петр Лужин).

    Делать выводы о сериале пока рано, поскольку Достоевский с его любовью к погружению во внутренний мир героев считается одним из самых «трудных» писателей. Режиссеры все как один говорят, что работать с текстами Федора Михайловича сложно, но можно, и уже ближе к концу года можно будет точно сказать, получилось ли это у Мирзоева.

    Иван Янковский в сериале «Преступление и наказание», 2024 год

    Нина Васильева

    Фото: PhotoXPress.ru, кадры из фильмов

    Источник

  • Exit mobile version