«МК» рассказывает о судьбе художника всем известных поздравительных открыток
Советские открытки с обаятельными белочками, зайчиками и медвежатами знает каждый. В 1960-80-е годы они выходили тиражом по 10-15 миллионов экземпляров каждая. А в наши дни стали желанным трофеем филокартистов – коллекционеров открыток. Их автор – Владимир Зарубин, которого называют «самым добрым художником». Мало кто знает, что он участвовал в создании любимых советских мультфильмов – «Маугли», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Тайна третьей планеты», «Жил-был пёс» и многих других. Еще меньше известно о сложной судьбе открыток, глядя на которые, невозможно не улыбнуться.
«Жизнь ему довелось прожить трудную», – написал о своем отце Александр Зарубин в статье к каталогу, изданному специально для филокартистов в 2007 году. Владимиру Зарубину и правда выпали испытания, но он не озлобился на мир, наоборот, подарил своими открытками миллиарды улыбок. Его зайчиков и белочек в новогодней тематике не только отправляли по почте с наилучшими пожеланиями, но и копировали от руки, оставляли на память под стеклом. У многих сохранились эти забавные рисованные истории среди старых фотографий. Каждая – маленькая добрая сказка. Особенно любимы новогодние открытки Зарубина. На них простая жизненная история о зверятах, которые отмечают Новый год в зимнем лесу – украшают елку, катаются на лыжах, дружат. Лесная новогодняя вселенная Зарубина – отдельный мир, полный доброты. Некоторые коллекционеры собирают только новогодние открытки художника, его особую атмосферу зимнего праздника. И их автор был таким же – добрым, искренним, открытым. Вопреки всему.
Владимир Иванович родился в 1925 году в деревне Андрияковка Орловской области. Его отец был инженером-дорожником, поэтому семья часто переезжала. В начале войны Зарубины жили в городе Лисичанске Луганской области – в 1942-м его заняли немецкие войска. 17-летнего Зарубина вместе с другими подростками отправили в Германию в «трудовой» лагерь в Руре. «Ему пришлось много испытать и повидать», – коротко пишет сын, но, надо думать, за этими словами стоит действительно многое. После трех лет в заключении лагерь освободили американские войска. С 1945 по 1949 Забурин служил стрелком в комендатуре советской армии. Уже тогда он рисовал, а по возвращении в Лисичанск решил профессионально заняться искусством и перебрался к брату в Москву.
Сначала работал художником на заводе, где познакомился со своей будущей женой — чертёжницей из конструкторского бюро Надеждой Ульянкиной. Тогда же пошел на вечерние курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». В 1957-м начал работать на студии аниматором (хотя тогда это слово не было у нас входу) и трудился там до 1982 года. За это время участвовал в создании таких мультфильмов, как «Скоро будет дождь» (1959), «Мурзилка на спутнике» (1960), «Муха-Цокотуха» (1960), «Дикие лебеди» (1962), «Маугли» (1967-71), «Снегурка» (1969), «Ну, погоди!»,
«Сказка сказывается» (1970), «Мальчик-с-пальчик» (1977), «Тайна третьей планеты» (1981), «Жил-был пёс» (1982), «Сказка о царе Салтане» (1984), «Приключения волшебного глобуса, или Проделки ведьмы» (1991) и многие другие.
«Работа отца на студии неоднократно отмечалась. Он отдавал все силы любимому делу. В 1973 году получил на студии звание победителя соцсоревнования и… первый инфаркт… Отца приняли в Союз кинематографистов СССР только в конце 70-х, спустя почти десять лет после подачи заявления. Зато «без всяких корочек» частенько называли лучшим мультипликатором страны», – рассказывал сын художника.
После инфаркта Владимир Зарубин работал все больше дома и сконцентрировался на открытках. Увлечение это родом из его довоенного детства: отец предложил младшему сыну собирать поздравительные карточки и тот не на шутку увлекся, собрал большую коллекцию. Когда Зарубин окончательно ушёл из «Союзмультфильма», то полностью посвятил себя почтовой миниатюре. После распада СССР сотрудничал с небольшим издательством, которое сделано себе имя на хорошо узнаваемых открытках художника. Несмотря на это, ему часто задерживали зарплату, а потом и вовсе перестали платить, продолжая требовать новых открыток. Летом 1996-го издатель снова отказал в выплате художнику – в предельно резкой форме. Сын мастера горько вспоминал: «Через несколько часов он умер. Дома. Внезапно. У меня на глазах. Это случилось 21 июня 1996 года».
Владимир Зарубин не был публичным человеком, мало кто знал в лицо автора популярных новогодних открыток. Но сохранилось интервью, где художник рассказал, как «изобретал» свои открыточные сказки: «Мне трудно работать по заказу. Все свое «изобретаю» сам. А рисовать тянет всегда. Даже если занемог, просто ложусь и думаю. Открытку или конверт вначале «обкатаю» в голове так, что потом на бумагу всё переходит очень быстро. Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто, присмотрюсь — нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка. Маленькая сказка в рисунке…»
И правда, каждая открытка – маленькая добрая сказка. За 30 лет работы вышло более 1,5 млрд открыток и конвертов с рисунками художника. В некоторых из них возникают персонажи мультфильмов, но фирменными стали именно улыбчивые бельчата, зайчата, мишки и гномики, которые тоже очень кинематографичны, благодаря чему и кажутся такими родными и уютными.
В филокартии есть даже самостоятельное направление – коллекционирование открыток Владимира Зарубина. Причем, некоторые собиратели специализируются исключительно на «деньрожденческих» открытках, а другие – только на новогодних, причём которых в разы больше. Вышло так, что детское увлечение Владимира Зарубина привело его в искусство и уже его собственные творения стали особыми – коллекционными. А его открытки – неотъемлемая часть советского быта – самой сказочной его части.
Источник: www.mk.ru