Кукольный дом по Чехову
Гослитмузей завершает календарный год выставкой о Каштанке, без которой трудно представить русскую литературу для детей и русский театр. 2023-й — это в первую очередь год 125-летия МХТ им. Чехова, так что любой проект автоматически рифмуется с этим «чеховским юбилеем». Но у ГМИРЛИ своя точка отсчета: 135 лет назад в доме на Садово-Кудринской Антон Павлович написал бессмертный рассказ. Корреспондент «МК» отправился в старинный особняк, где с 1954 года работает один из главных музеев Чехова, в день, когда на Москву падал такой же пушистый снег, какой падал на спину замерзшей одинокой собачки.
Попадая на литературную выставку, первым делом оцениваешь, какой возрастной аудитории она может быть интересна кроме взрослого сознательного ценителя. Недавно в Доме И.С.Остроухова в Трубниках два зала заполнили экспонатами, рассказывающими о жизни и литературном наследии Виктора Драгунского, сделав акцент на детских книжках, школьных предметах и игрушках CCCР середины XX века. То есть если попасть туда с ребенком 4–7 лет, дошкольником или первоклассником, он, при наличии врожденной любознательности, будет в восторге. Проект же «Каштанка: история молодой рыжей собаки» адресован в первую очередь тому возрасту, обладатель которого чаще всего сам не может читать, любит цветные картинки и восхищенно кричит: «Мама, смотри, собачка», повстречав четвероногого питомца на улице.
Рассматривать два «кукольных домика», представленных там, — дом столяра Луки Александровича и особняк циркача Жоржа — удобнее всего, если рост рассматривающего никак не больше метра. Всем остальным придется наклоняться.
Зато детализация там свифтовская — в комнату размером 25 на 25 сантиметров вместились станок, деревянные заготовки, крохотный рубанок, пила, ножовка и керосиновая лампа, причем все помещение густо усеяно стружкой (немного не в масштабе, но обстановка рабочего места передана идеально).
А в парадной комнате дрессировщика нас ждут ковер, богатая мебель, портрет на стене, комод и столик, уставленный фарфоровой посудой размером с ноготь мизинца. А в помещении, где «таинственный незнакомец» Жорж дрессировал кота Фёдора Тимофеевича, гуся Ивана Ивановича и свинью Хавронью Ивановну, воссоздали «букву П» с перекладиной, на которой висит колокол и пистолет, где «от языка колокола и от курка пистолета тянулись веревочки» — с тем, чтобы умный гусь давал сигнал о пожаре и совершал выстрел.
Вообще, такие выставки не предполагается посещать отдельно — они как бы служат «бонусом» к основной экспозиции, так что «Каштанка…» не может похвастаться размахом. Но из крайне любопытного на ней есть зимний фонарь — настолько реалистичный, что хочется попробовать дотронуться до металла языком «на морозе». Плюс примерно три десятка иллюстраций художников Дмитрия Кардовского, Василия Пономарёва, Сергея Алимова и Анатолия Иткина, афиша фильма 1926 года, автографы писателя, в том числе дарственная надпись на прижизненном издании «Каштанки», копии писем. И в значительном количестве — цирковые афиши начала прошлого столетия, связанные и не связанные с именем Владимира Леонидовича Дурова, великого дрессировщика, послужившего, по одной из версий, прототипом чеховского Жоржа.
Но экспонат номер один — это газета «Новое время» за 25 декабря 1887 года. Выпуская современную газету (такую, как «МК»), трудно представить, что наши предшественники XIX века половину первой полосы отдавали под литературное произведение. Но вот доказательство — немного широковещательных реклам, стихи, а потом аккуратные буквенные столбики и заголовок: «В ученом обществе» (в старой орфографии, конечно же). В конце скромная подпись: «Ан. Чеховъ».
Источник: www.mk.ru