Что будет, если перевести мотор на дешевое масло: ключевые риски и опасности

5 Мин Чтения

Наверное, половина автовладельцев однажды приходит к выводу, что его автомобиль потребляет слишком классное и дорогое масло и надо подобрать для него что-то подешевле. В чем угроза для мотора от такого решения?

О реальном вреде машине от дешевого моторного масла читайте в материале РБК-Украина.

Понятие дешевого масла у каждого автомобилиста свое, и с этого следует начинать разговор о дорогих и дешевых смазочных материалах. Максимально дешевое масло — это безымянный нефтепродукт, который без лишних претензий на бренд продается на разлив из бочки или в невнятных банках с наклейкой «Масло моторное 15W-40». С чистой совестью его можно рекомендовать разве что для моторов разработки 1960-70-х годов — да и то в изношенном, предынфарктном состоянии.

А для остальных автовладельцев понятие дешевого масла может означать продукт с меньшей ценой, чем он использовал ранее, но с уровнем качества, который каким-то образом можно определить.

Что будет, если перевести мотор на дешевое масло: ключевые риски и опасности

Какое масло хорошее, а какое — дорогое

Если вы более-менее «письменный» автомобилист, не стоит классифицировать масло как «дешевое» или как «дорогое». Для этого есть классы качества согласно стандартам API и ACEA, где каждый класс определяет соответствие масла требованиям определенного уровня. Если коротко, масла разных классов отличаются способностью держать защитную пленку между деталями под определенным давлением на эти детали, умением сохранять свои свойства несмотря на длительное время работы и перепады температур, степенью противостояния коррозии, а также содержанием в составе определенных веществ и тому подобное. Последняя характеристика важна для двигателей последних поколений, которые имеют сложные системы нейтрализации отработанных газов.

Например, по системе API категория масла определяется последовательно буквами латинского алфавита, которые проставляются после буквы S (бензиновые моторы) и C (дизели). Когда-то давно первым было масло SA — для тихоходных агрегатов начала автомобильной эры, за ним последовал класс SB -для более нагруженных двигателей выпуска 1930-х годов и так далее. В наши дни продаются «бензиновые» масла классов от SJ (для моторов разработки 1996 — 2001 гг.) до SP (моторы конструкции после 2020 г., в том числе малообъемные модели типа даунсайзинг).

Вторая ключевая характеристика моторного масла — его категория вязкости, определяющая способность масла оставаться жидким на морозе и не превращаться в жидкую водичку в прогретом двигателе. Вязкость — величина отдельная, она напрямую не зависит от класса качества по API и ACEA. Чаще всего параметр вязкости определяется по системе SAE, и имеет следующий вид: 5W-30, 10W-40, 10W-40, 15W-40 и др. Где первая цифра — вязкость при низкой температуре (W — winter, зима), а вторая — вязкость при высокой температуре.

Какое масло дешевое, но правильное

Итак, чисто с инженерной точки зрения в мотор конкретной модели можно заливать масло любого бренда и цены. Главное, чтобы его класс качества и индекс вязкости соответствовали требованиям производителя автомобиля, указанным в его заводском мануале или в дилерской документации.

Правда, другие отличия все равно есть. И не только технические, но и из сферы маркетинга. Ведь на цену масла влияют не только его технические характеристики, но и уровень бренда, расходы на рекламу, дистрибуцию и т.д.

Что будет, если перевести мотор на дешевое масло: ключевые риски и опасности

Масло дешевое и масло дорогое: в чем разница?

Итак, чем отличаются масла с одинаковыми характеристиками — одного класса качества и категории вязкости, но с разной ценой? Если не говорить о стоимости рекламы и раскрутки на рынке, включенных в себестоимость более дорогого масла, технические отличия будут таковы:

Вкратце

Если вы вынуждены искать более дешевое масло для вашего мотора, главное — соблюсти два условия:

А еще с маслом более дешевого сорта в двигателе вам придется быть более тщательным в плане соблюдения сроков замены масла. Поскольку обычно правда то, что у дорогого брендового масла больший «запас надежности» — оно действительно лучше будет защищать двигатель при просрочке замены или в случае особо тяжелых условий эксплуатации.

При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre и Motor.

Поделиться этой статьей