Секрет Юрия Соломина: сам назвал роль, которая принесла ему зрительский успех

На съемках знаменитого сериала артисту пришлось участвовать в «постельной» сцене и управлять паровозом

Кого мы лишились 11 января 2024-го? Подавляющее большинство наверняка ответит: «адъютанта его превосходительства». Ведь именно роль капитана Кольцова на долгие годы стала «визитной карточкой» только что ушедшего от нас замечательного актера Юрия Соломина. С этой его работой в кинематографе связано немало интересных фактов, которые не спешили афишировать.

Секрет Юрия Соломина: сам назвал роль, которая принесла ему зрительский успех

Капризная Судьба «выстрелила» дуплетом, забрав сразу двоих мастеров, принявших важнейшее участие в создании «Адъютанта его превосходительства». Один за другим в эти январские дни ушли Игорь Болгарин – автор романа, по мотивам которого был подготовлен сценарий и снят режиссером Евгением Ташковым сериал про чекиста, работающего во вражеском тылу под маской белогвардейского офицера, и тот, кто воплотил на экране образ главного героя, – артист Юрий Соломин.

Как бывает порой при создании фильмов, звездная роль досталась Юрию Мефодьевичу, благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Ведь первоначально его пригласили сыграть персонаж не только второстепенный, но еще и абсолютно отрицательный: жестокого капитана контрразведки Осипова. А в образе чекиста-разведчика Кольцова режиссер Ташков видел другого артиста – популярного тогда Михаила Ножкина. Тот имел очень подходящую фактуру: высокий, статный, с фигурой, прямо-таки «заточенной» под армейский мундир, и лицо такое – офицерски-белогвардейское!

Однако 31-летний актер в итоге не захотел участвовать в сериале. Его привлекла другая перспектива: поступило приглашение от самого мэтра советского кино Сергея Герасимова сняться в фильме «У озера».

Пришлось Ташкову искать замену. Едва получив звонок Ножкина с отказом, он стал перебирать уже отснятые фотопробы других артистов, приглашенных на различные роли в фильме (как утверждали участники тех событий, некоторые из снимков были получены из фотолаборатории буквально за час до того). В итоге внимание режиссера привлекли кадры с изображением Юрия Соломина в форме капитана белой армии. Евгений Иванович решил вызвать этого артиста для проведения повторных проб – теперь уже на роль Кольцова. Эта «проверка пригодности» закончилась вполне успешно. Однако у кандидатуры Соломина нашлись противники, и весьма влиятельные.

Ташков вспоминал: «У меня на столе лежало 90 фотографий. Я смотрел, смотрел, но всякий раз возвращался к Юрию Соломину, который уже был утвержден на роль капитана Осипова… Я подумал: «Надо попробовать Соломина». Юра прошел пробу. «Ни в коем случае!» – закричали киноначальники. Я говорю Соломину: «Юрий Мефодьевич, давайте сделаем еще одну пробу». Сделали вторую. «Да что же это такое? Почему снова он? Нет!» – возмущалось киношное начальство. В общем, мы еще сделали третью, четвертую… Менялась погода, и уходила «натура». «Давайте снимем, а потом будем утверждать», – предложил я. Под мою ответственность начали работать».

А вот что написал в своих мемуарах сам артист: «…Через несколько дней меня вызвали на «Мосфильм», и я увидел на столе режиссера в числе других претендентов на центральную роль свою фотографию. И вдруг Ташков мне сказал: «Я хочу попробовать тебя на Кольцова». Я попробовался, но даже без особого энтузиазма, прекрасно понимая, что с моими данными это нереально. Действительно, меня не утвердили, сказав, что я слишком интеллигентен для разведчика. Ташков попробовал второй раз. Меня опять не утвердил худсовет. Начались мои мытарства. Режиссер уговаривал меня не падать духом. По-моему, я пробовался раз пять или шесть. Практически сыграл все ключевые эпизоды, но все равно не производил должного впечатления на членов худсовета. Евгений Иванович все-таки настоял… Так я стал сниматься.

Скажу честно, предложение сыграть Кольцова оказалось для меня в известной степени неожиданным. В театре меня считали артистом характерным. До этого я уже много снимался…, но ничего, подобного Кольцову, я не играл… Мой Кольцов — человек умный, образованный, сосредоточенный, умеющий все взвесить, точно и быстро оценить ситуацию и принять необходимое решение. Но, в отличие от своих кинематографических собратьев, он живой человек со слабостями — мог влюбиться в дочь белого офицера, к тому же шефа контрразведки, и открыться ей, что осложнило его деятельность разведчика. В этом образе персонифицировались такие качества, как благородство, чистота…».

Работа над пятисерийным фильмом длилась почти восемь месяцев. Многие сцены снимали не в павильонных декорациях, а в реальной обстановке. Подходящую натуру нашли в Москве, Киеве, Новороссийске… Чтобы достоверно изобразить своего героя даже в самых экстремальных сценах Юрию Мефодьевичу пришлось освоить, например, некоторые армейские навыки «в стиле ретро» – верховую езду, стрельбу из пулемета «максим» с тачанки…

Кроме того, старые железнодорожные машинисты научили отдельным манипуляциям со сложнейшей системой управления паровозом. А опытный мастер рукопашного боя показал артисту кое-какие приемы, необходимые, чтобы поставить сцену драки у ресторана с его участием. Но, пожалуй, самым серьезным испытанием на смелость и ловкость стал эпизод из 5-й серии, когда капитан Кольцов прыгает на весьма приличной скорости поезда из паровозной будки.

Юрий Соломин вспоминал о съемках в «Адъютанте…»: «Приходилось все осваивать с ходу. Синяков набил множество. Раньше каскадеров не было. На сложные эпизоды приглашали кого-нибудь из цирка, но в основном все делали сами актеры».

Был в эпопее с работой над этим сериалом и еще один не самый простой момент. Евгений Ташков решил снять «постельную» сцену с участием главных героев – Павла Кольцова и его возлюбленной – Тани Щукиной. Исполнительницу этой роли – молоденькую артистку балета Татьяну Иваницкую режиссеру пришлось долго уговаривать на столь смелое для того времени экранное действо. В итоге откровенный эпизод получился коротеньким и по нынешним меркам весьма целомудренным. Между Соломиным – Павлом и Иваницкой – Таней не происходит ничего «такого». В кадре никаких поцелуев, никакой оголенности: двое любящих друг друга молодых людей просто лежат на кровати под одеялом и разговаривают.

Однако даже в столь облегченном варианте «эротическая картинка» вызвала у некоторых возмущение. После первого показа фильма в правительственные органы, на киностудию, пошли письма: нельзя такой срамотой позорить образ героического советского разведчика! «По заявкам трудящихся» пикантная сцена была вырезана.

Сериал оказался – в том числе и благодаря столь талантливо сыгранной Юрием Мефодьевичем роли адъютанта Кольцова, – насыщен отнюдь не каноническими по тем временам персонажами русских офицеров – противников Красной Армии. Такая трактовка образов «врагов революции» едва не стала причиной рокового приговора фильму Ташкова. После просмотра картины члены худсовета киностудии были непреклонны: «Это же гимн белогвардейщине! Эмигрантское отребье за границей будет рукоплескать такой стряпне!».

«Адъютанта его превосходительства» в итоге положили на полку. Однако Евгений Иванович, не смирившись с этим, предпринял «обходной маневр». Он сумел договориться, чтобы фильм показали заместителю председателя КГБ СССР Семену Цвигуну. Генералу увиденное очень понравилось, и он поспособствовал выходу картины на телеэкраны. Еще год спустя, в 1971-м, не без активной поддержки того же Цвигуна, создатели сериала и исполнители главных ролей были удостоены Государственной премии РСФСР. В числе других лауреатом стал и Юрий Соломин. А вслед за тем он получил звание «Заслуженный артист РСФСР».

Работа в «Адъютанте» принесла актеру всесоюзную и даже международную славу. Ему приходили сотни писем, некоторые из которых адресованы были очень лаконично: «Москва. Павлу Андреевичу Кольцову».

Порой такая популярность актеру помогала. Вот лишь одна из подобных ситуаций, о которой вспоминал Юрий Мефодьевич: «После выхода «Адъютанта» нас приглашали в разные страны. Как-то мы поехали на премьеру в Прагу… Картину принимали прекрасно… Был там у меня и такой случай – мне взяли билет не на тот самолет, который мне нужен, а я опаздывал на спектакль. Билетов на нужный рейс не было, но в аэропорту сказали: мы вас отправим, если расскажете, что в фильме дальше было, – тогда еще не вышли все серии. Пришлось рассказывать».

Огромное значение имел сериал и для дальнейшей карьеры Соломина в кино. Он сам признавался: «Роль Кольцова в «Адъютанте» не самая главная в моей жизни, но она вывела меня как бы на новую творческую орбиту… Только после этого фильма я стал каждый сезон получать центральные роли. Если бы не «Адъютант», мне, может быть, потребовался бы больший период времени, чтобы меня оценили. Я имел зрительский успех – это тоже очень важно…».

Спустя годы многие кинокритики, оценивая многочисленные фильмы «про чекистов и разведчиков», снятые на киностудиях Советского Союза, сделали вывод, что капитан Кольцов в исполнении Юрия Соломина стал одним из лучших образов чекиста в нашем кинематографе.

Источник: www.mk.ru

Поделиться

Related Posts

Добавить комментарий