В автомобиле дублировать системы и агрегаты не принято. Но одна система таки имеет, так сказать, двойное исполнение. Рассказываем о запасных тормозах и о том, как в случае необходимости ими воспользоваться.
О том, какие бывают в автомобиле запасные тормоза, читайте в материале РБК-Украина.
Неудивительно, что именно тормоза стали единственной системой, которая на современных авто имеет «дублера» — ведь среди всех необходимых для безопасности систем тормоза самые первые по важности.
Где искать запасные тормоза
Собственно, искать их особо и не надо — запасной тормоз всегда буквально под рукой: это ручник, тот самый стояночный тормоз. Современные автомобили стали настолько надежными, что большая часть владельцев даже не догадывается о второй функции ручника.
С точки зрения техники нагрузить ручник дополнительно функцией по аварийному торможению было удачной идеей. Ведь стояночный тормоз, будучи таки тормозом, в большой степени является независимым от основной — так называемой рабочей — тормозной системы. Однако, следует признать, что у части современных машин к надежности запасной тормозной системы есть вопросы.
Сколько тормозов в легковушке
У любой легковой машины тормозных систем две — основная, рабочая, плюс стояночная, она же резервная. Еще двадцать лет назад эти две системы были отдельными и отказ одной не мешал второй хотя бы как-то остановить автомобиль. Чем, собственно, принципиально и обеспечивалась надежность запасного тормоза.
Вероятно, уместным будет напомнить, что основная система в легковой машине — гидравлическая, усилие от педали к колодкам каждого колеса в ней передается жидкостью, которая движется по трубкам. А ручник классического типа имеет отдельный механический привод — тросом и рычагами, которые соединяют рычаг ручника с колодками, которые прижимаются к дискам или барабанам (иногда, кстати, тоже отдельным).
Тем не менее, в начале века появился электрический ручник.
Ручник электрический — тормоз запасной
Не менее половины современных машин имеют совсем другую конструкцию стояночного тормоза — электрическую, да еще и с электронным управлением. Рычаг или отдельную педаль заменила кнопка, тросы под днищем заменили проводами, стальные тяги возле колодок каждого колеса уступили место электромоторчикам с редуктором.
Эта система принципиально изменила алгоритм пользования стояночным тормозом: водителю даже не обязательно давить кнопку, электропривод легко поддается автоматизации. Кроме того, такой тормоз конструкторы охотно использовали для электронных помощников типа Auto Hold, Stop & Go, Hill Assist. Все это хорошо, однако в качестве запасного тормоза такой ручник не столь хорош, как чисто механический.
Как тормозить электроручником на ходу
Хуже всего то, что торможение с большой скорости электро-ручнику конструкторы не доверили. Типичный электронный ручник в режиме аварийного тормоза работает так.
Если вдруг на ходу откажет основная тормозная система, водитель должен нажать кнопку или клавишу ручника. Однако, электроника сначала активирует гидравлический привод основной системы тормозов — той самой, которая только что отказала! И только после замедления машины до 7 — 10 км/ч электроника включит подчиненный ей стояночный тормоз с электроприводом — и он уже должен полностью остановить машину. Однако каким образом проблемная основная система будет тормозить машину до тех 7 — 10 км/ч, точно неизвестно.
Следовательно, в случае проблем с рабочей системой вся надежда владельца машины с электрическим стояночным тормозом — на высокую надежность нынешней техники. Но и она, конечно, имеет возрастное ограничение, и на старой машине тормоза рано или поздно откажут — так же как и другие системы. Поэтому независимо от возраста машины тормоза надо поддерживать в надлежащем состоянии.
Вкратце
Чем больше возраст вашей машины, тем чаще надо показывать ее тормозную систему автомеханикам на СТО, которой вы доверяете. В принципе, вернуть тормоза старой машины до уровня надежности молодого экземпляра не так трудно, ведь перечень компонентов, которые могут стать слабым звеном, хорошо известен и сервисменам, и поставщикам запчастей.
При подготовке статьи были использованы материалы Autobild и Autocentre.