Электровелосипед — транспорт хоть и простой, но общественности потенциальных пользователей совсем незнакомый. Журналисты РБК-Украина Авто делятся своим опытом выбора и пользования электробайками.
О нюансах выбора велосипеда с электроприводом читайте в материале РБК-Украина.
Выбор электровелосипеда надо начинать с понимания собственных потребностей: собираетесь ли вы использовать его когда-нибудь также в обычном, педальном режиме, или нет. Потому что по большому счету часть электробайков является велосипедом только формально, а двигаться с посаженной батареей на них откровенно трудно. Это касается в первую очередь характерных компактных моделей с маленькими колесами и упрощенным, если не сказать, символическим педальным приводом. Конечно, есть также несколько других нюансов, о которых тоже поговорим.
Класс электровелосипеда
Велосипеды, с электроприводом или без, распределяются по назначению: есть городские, дорожные, горные, сложные. Это усложняет выбор, но если не ошибиться с ним, потом байк будет удобнее в эксплуатации. И не забывайте старый закон бытия, по которому расширение одних возможностей традиционно ухудшает некоторые другие.
Выбирайте ведущее колесо
В тех моделях, которые доступны украинским пользователям, двигатель размещается в ступице колеса. Если речь идет о переднем, то это более простой и дешевый вариант. Из минусов — дополнительные хлопоты с разъединением проводов, когда вам захочется демонтировать колесо для размещения велосипеда в багажнике авто. А еще на неровных грунтовых тропах при резком добавлении «газа» переднее ведущее колесо может пробуксовывать.
Мотор в заднем колесе — это уверенное поведение велосипеда на плохой дороге и большая вероятность, что мотор будет по-настоящему мощный.
Вариант размещения электродвигателя в центре рамы (возле каретки педалей) — самый дорогой, и обычно он используется в моделях с расширенными возможностями, о которых упомянем ниже. Скажем, такой велосипед может быть оборудован гибридным приводом или коробкой передач возле заднего колеса, что даёт более уверенную тягу на подъёмах и больший пробег от зарядки до зарядки.
Мотор с редуктором или без
Редукторный двигатель обеспечивает лучшую динамику и экономит заряд батареи, но с ним меньше максимальная скорость (для велосипеда второстепенный параметр) — в пределах 30 — 32 км/ч против тех 50 км/ч, которые дает безредукторная система. Пожалуй, следует напомнить, что и 30 км/ч будут смертельно опасными в случае падения на асфальт без шлема и защитного снаряжения.
Важный нюанс — велик с редукторным мотор-колесом не поддерживает рекуперацию (не возвращает энергию в батарею при движении накатом), но в нем мотор не мешает крутить педали. Электродвигатели прямого привода (дайрект-драйв моторы) сопротивляются вращению педалей, но на спусках они могут зарядить АКБ вплоть до 15 % емкости. Прямой привод имеет смысл на мощных моделях, где драйвер почти не пользуется педалями.
Гибридный — дорого, но полезно
У дорогих электровелосипедов европейских брендов часто есть полезный для здоровья гибридный режим — это когда электропривод лишь частично помогает человеку давить на педали. Это так называемый pedal-assist, который экономит заряд батареи и дает водителю шанс использовать таки велосипед для физических упражнений. Правильный ассистент имеет несколько степеней помощи вплоть до интеллектуального режима: например, на подъеме, когда водитель вынужден сильнее давить на педали, электропривод тоже увеличивает свою помощь.
Какую батарею выбрать для электровелосипеда
Велосипедные батареи бывают трех видов:
Для жителей многоэтажек может быть важна такая опция как легкоотъемная батарея: ее можно забирать на ночь в квартиру (для зарядки и против воров), пока велосипед отдыхает, например, в подъезде.
Мощность двигателя
На мотор мощностью до 200 — 300 Вт не стоит обращать внимания, ведь это — минимум, необходимый для неторопливого передвижения по ровному асфальту. Чаще всего электровелосипед имеет мотор мощностью порядка 500 Вт, и такая мощность уже достаточна для прогулок по загородным проселочным дорогам и тропинкам. Конечно, есть электробайки большей мощностью, вплоть до 1000 ватт, но это уже скорее мотоциклы.
Автономность. Опять таки, литий-ионная батарея емкостью менее 10 А*ч не имеет смысла, ведь с ней по асфальту велик не проедет без подзарядки и 15 км. С другой стороны, автономность 60 — 80 км считается хорошим результатом.
Вкратце
Электровелосипед стоит заметных для семейного бюджета денег. И если желание есть, а финансовой возможности нет, можно попробовать получить электровелосипед по частям. Во-первых, можно превратить в электрический имеющийся обычный велосипед, приобретя комплект компонентов. Или купить сначала обычный классический велосипед (и пользоваться им), и экономить деньги на дальнейшее дооборудование его электроприводом. Конечно, в обоих случаях следует выбирать такой велик и такой электрокомплект, чтобы они могли быть согласованы между собой.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre и Motor.