По итогам минувшего сезона махачкалинское «Динамо» впервые в истории вышло в Российскую премьер-лигу. Еще зимой возникали сомнения на этот счет, несмотря на лидерство «бело-голубых» в Первой лиге. Все-таки отставка Курбана Бердыева с поста главного тренера достаточно шокировала любителей российского футбола, а кандидатура сменившего его на этой должности Хасанби Биджиева могла вызвать некоторые вопросы у болельщиков и СМИ.
Однако известный по работе в «Локомотиве» и «Анжи» 58-летний специалист сумел справиться со всеми трудностями, сплотил команду и добился небывалого для динамовцев успеха, заняв второе место в Первой лиге. По такому случаю мы решили поговорить с опытным тренером.
Главное в интервью:
- для Биджиева выход в РПЛ с махачкалинским «Динамо» более весомое достижение, чем попадание в финал Кубка России с курским «Авангардом»;
- как тренер относится к слухам об интересе клуба к Джикии, а также воспоминания о том, каким Георгий был в нальчикском «Спартаке»;
- каково было приходить в «Динамо» после отставки Курбана Бердыева с поста главного тренера;
- насколько комфортно работать с Гаджи Гаджиевым и Шамилем Газизовым и сравним ли футбольный бум в Дагестане с временами звездного «Анжи»;
- как повлияла на Биджиева работа с Гусом Хиддинком и Юрием Семиным;
- помог ли ему в футболе опыт, полученный при работе в Счетной палате РФ.
«БЫЛО БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ НАС, КОГДА РЕШИЛСЯ ВОПРОС С ВЫХОДОМ В РПЛ»
— Махачкалинское «Динамо» впервые в истории вышло в РПЛ. Что чувствуете в связи с этим?
— Сложно передать словами. Скорее всего, радость от того, что удалось проделать такую работу и добиться нужного результата. Радость за ребят, футболистов, с которыми мы вместе шли к этой цели. Радость за клуб. Мы действительно очень хотели попасть в РПЛ и работали каждый день, не щадя себя. И, естественно, когда все решилось, это было большое счастье для всех нас.
— После победы над «Родиной» вы в раздевалке крикнули своим игрокам: «Это что за ПСЖ?». Первый раз свою команду с парижанами сравнили или на тренировках тоже бывает?
— Это возникло достаточно спонтанно. Выкрикнул это в раздевалке после одной из побед, и как-то прижилось (смеется). Ребятам понравилось, и мы это на постоянной основе как-то подхватили. Можно сказать, теперь это наш внутренний поздравительный клич.
— В плане игровых идей на французский клуб не ориентируетесь?
— Никаких совпадений с тренерскими идеями нет. Возможно, просто совпало, что ПСЖ хорошо выступал в то время, когда родился этот клич. Наверное, тут стоит сказать, что и мы хотим побеждать везде, как большие клубы. Это единственное, что может быть общим.
— На ваш взгляд, выход в РПЛ с «Динамо» — главное достижение в вашей тренерской карьере?
— На сегодняшний момент однозначно да. Без сомнений. Конечно, был выход в финал Кубка России с курским «Авангардом». Это было весьма значимое событие для меня, «Авангарда» и его болельщиков. Но выход в высший дивизион это совсем другое событие. Все же это успех в чемпионате, а чемпионат это всегда дистанция. На этой дистанции каждый матч для нас был сродни финалу. Естественно, это совсем другое напряжение и эмоции. И по итогу мы достигли поставленной цели. Надеюсь, что в дальнейшем будут еще успехи, но сейчас это точно главное достижение.
Хочу отдельно сказать спасибо тем, кто причастен к решению поставленной задачи. Благодарен игрокам — они проявили себя с самой лучшей стороны, профессионально подошли к работе.
Всегда ребятам говорил, что самое главное — командный результат. Когда он есть, это достойно самой высокой похвалы. Мы сильны как команда. Каждый игрок внес свой вклад в достижение задачи. Абсолютно все молодцы. Кто-то играл больше, кто-то выходил на замену, но все себя проявили. Не хотел бы кого-то конкретно выделять, отмечу коллектив в целом.
— У вас есть опасение, что кого-то из лидеров могут забрать в межсезонье?
— В целом надеюсь, что удастся всех лидеров сохранить и никто никуда не уйдет. Конечно, все может произойти. Но, думаю, мы сможем оставить ключевых игроков в команде и войти в сезон в боевой готовности. Понятно, что многие футболисты проявили себя с хорошей стороны и могут быть на слуху у более крупных клубов. Тем не менее нам важно сохранить всех лидеров.
— Текущий состав способен бороться в премьер-лиге или нужно серьезное усиление?
— Как и любой коллектив, мы хотим достойно выступить в РПЛ. Для этого точно нужно усиление. Конкретно по позициям сейчас сказать не могу, но работа в этом направлении идет.
— Появлялись слухи об интересе клуба к Георгию Джикии, а Шамиль Газизов и Гаджи Гаджиев не стали отрицать его. Вы бы хотели в своем составе такого игрока видеть?
— Можно много о чем рассуждать гипотетически. Не хотел бы говорить на эту тему. Когда будет конкретика и что-то свершится на самом деле — тогда будет что обсудить. В принципе, я Джикию хорошо знаю, ведь в свое время он играл у меня еще в Нальчике.
— Уже тогда был виден потенциал?
— У нас тогда собралась большая группа одаренных молодых ребят, и Георгий был среди них. В принципе, было видно, что его ждет большое будущее. Так и получилось.
«МНЕ БЫЛО ПОЛЕГЧЕ ПРИХОДИТЬ В КЛУБ. СО МНОГИМИ БЫЛ ЗНАКОМ ПО СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ В «АНЖИ»
— Насколько тяжело было приходить на пост главного тренера «Динамо» после Курбана Бердыева?
— Когда приходишь в новый клуб, это всегда непросто. Но мне было полегче — в том плане, что я уже был знаком со многими людьми здесь по совместной работе в «Анжи». Прежде всего я хорошо знал Гаджи Муслимовича Гаджиева, к которому с большим уважением отношусь.
Что касается непосредственно команды, то все, естественно, было непросто. Все же до меня у нее уже был устоявшийся тренировочный процесс, и уже был результат. Так что понимал: наша задача будет заключаться в том, чтобы без резких телодвижений сохранить все хорошее, что было построено до меня Курбаном Бекиевичем, который проделал огромную и достойную работу. И по возможности нужно было вставить свои необходимые пять копеек, грубо говоря. Осознавал, что мы достигнем результата, если это все получится.
Так и вышло в итоге, по сути. Мы достаточно быстро нашли общий язык с ребятами. Да, потребовалось время, оно нужно всегда. Но тут я благодарен Гаджи Муслимовичу, который всегда меня поддерживал, доверял, помогал. Мне в этом плане очень повезло с таким президентом клуба. Помимо того, что он президент, он еще и гуру нашего тренерского цеха. Мы постоянно на связи, всегда могу обратиться к нему и получить мудрый совет. С его поддержкой мне было гораздо легче, чем могло бы быть. Его вклад в наш успех очень значителен.
Также хотел бы особенно поблагодарить главу Дагестана Сергея Алимовича Меликова, который поддерживал команду в течение сезона. Спасибо всему правительству республики, которое нас поддерживало, переживало.
— Какие бы качества Гаджиева вы особенно выделили?
— У него огромное количество знаний. Причем основательных и глубинных знаний тренировочного процесса, психологии. У него очень много житейского опыта и мудрости. Это основное. Человек умеет выстраивать отношения абсолютно со всеми: футболистами, тренерами, другими сотрудниками клуба. Этому надо всю жизнь учиться.
— Как вообще к вам поступило предложение от «Динамо» зимой?
— Это было достаточно неожиданно. Мне позвонил замминистра спорта Дагестана Будун Будунов, с которым мы давно знакомы. Первый раз предложение прозвучало именно от него. Честно говоря, я практически не раздумывал над ним. Посоветовался с родными и понял, что готов приехать в махачкалинское «Динамо». Тем более, как я уже отмечал, коллектив был для меня знакомый — очень много людей в клубе знал. С большинством мы очень хорошо общались в «Анжи».
Затем мне позвонил Шамиль Камилович Газизов. Он уже конкретно все обрисовал мне, после чего я пообщался еще с Гаджи Муслимовичем. Мне объяснили, что от меня хотят видеть. Так решение и было принято.
— С Газизовым легко сработались?
— Безусловно, Шамиль Камилович профессионал своего дела. Я его поближе узнал уже непосредственно при работе в Махачкале. Это человек, который точно знает свое дело, хорошо разбирается в футболе. Поэтому с ним приятно работать. Ему я тоже очень благодарен, как и всем сотрудникам клуба — тренерскому штабу, медикам, администраторам, массажистам.
И тут снова отмечу Гаджи Муслимовича, собравшего команду настоящих профессионалов, которые очень грамотно работают и максимально отдаются делу.
— После того как Бердыев ушел с поста главного тренера, он стал советником президента. Давал ли он вам какие-то советы или после смены должности уже не вмешивался в тренировочный процесс?
— Мы с ним нормально общаемся и даже специально встречались после того, как мы вернулись со сборов в Махачкалу. Обсудили очень много вопросов, которые касались команды: слабые и сильные стороны футболистов, игровые моменты, тренировочный процесс. Была обстоятельная беседа, в ходе которой Курбан Бекиевич полностью все рассказал мне и объяснил. После этого мы плотно на эту тему не общались. И несмотря на текущую работу в клубе, в дела команды он не вмешивается. Но я знаю, что в любой момент могу обратиться к нему за помощью, и он всегда поможет.
— То есть когда вы заходили в команду, Бердыев передал дела так, чтобы вам было максимально комфортно?
— Безусловно. Он все рассказал. Для меня это было очень важно, чтобы понимать, как и куда двигаться дальше, как не наломать дров. Резкие телодвижения были тут не нужны. Необходимо все выстраивать плавно.
«НЕ БЫЛО СМЫСЛА ПОДНИМАТЬСЯ, ЧТОБЫ СНОВА ВЫЛЕТЕТЬ»
— Ожидали, что после выхода в РПЛ вас оставят на посту?
— Честно, даже не задумывался на эту тему. Старался отдаваться своей работе, а о том, что будет дальше, не думал. Но для меня большая честь и ответственность, что мне доверили работу в премьер-лиге. При этом тренерское дело в этом плане непостоянное — даже когда есть контракт, надо постоянно подтверждать работу результатом. Если же ты явно не справляешься и все идет плохо, то какая разница, что есть контракт? В таких случаях приходится расставаться. Я благодарен за доверие. Сделаю все от меня зависящее, чтобы его оправдать.
— Уже вспоминали, как вы пробивались в финал Кубка России во время работы в Курске. Махачкалинскому «Динамо» по силам повторить такой подвиг?
— Я не любитель помечтать. Считаю, мы должны выходить с максимальным настроем на каждую игру и ставить перед каждым матчем максимальные задачи. И посмотрим, что получится дальше. Если говорим о Кубке, то нужно стараться пройти максимально дальше. Но сказать заранее, по силам ли нам оказаться в финале, нельзя. Мы будем стараться отдаваться на 100% в каждой игре, это однозначно.
— Конкретная задача перед командой уже стоит на следующий сезон?
— Пока не обсуждали. Сейчас идет межсезонье. Ближе к началу чемпионата будет вырисовываться картина, и уже тогда будем говорить о задачах. Конечно, хочется остаться в премьер-лиге. Думаю, не было смысла подниматься, чтобы сразу вылететь. Это все прекрасно осознают. Поэтому будем готовиться.
— Много болельщиков ходит сейчас на трибуны в Дагестане. Это вас возвращает во времена «Анжи» хотя бы немного с точки зрения атмосферы?
— Поддержка в регионе действительно просто колоссальная. Очень дорогого стоит, когда болельщики со всей республики приезжают болеть за команду. Действительно снова появился интерес к футболу в Дагестане. Сейчас он такой же, как был раньше — во времена выступлений «Анжи» в РПЛ. Колоссальный бум. Благодарен нашим болельщикам, которые поддерживают команду как дома, так и на выезде. Это очень сильно помогало. Думаю, благодаря им мы смогли решить поставленную задачу.
— Насколько сравнимы условия в «Динамо» с «Анжи» 2012-2014-х годов?
— Разница есть, конечно. Сейчас мы выходим из Первой лиги в РПЛ, а тогда цели были другие — боролись за высокие места в премьер-лиге. Так что в этом плане сравнивать неуместно.
— Ностальгируете по тому «Анжи» иногда?
— Прямо так нельзя сказать, хотя, естественно, вспоминаем иногда моменты, которые были. Команда тогда была у нас добротная все-таки. Жаль, что история «Анжи» закончилась, но зато теперь есть махачкалинское «Динамо»! Будем стараться поддерживать большие футбольные традиции в Дагестане.
— Кто-то из звезд «Анжи» вас поздравил с выходом «Динамо» в РПЛ?
— Честно, ни с кем из ребят не созванивался. Но многие сотрудники того «Анжи» написали мне. Переводчики, персонал… Ну и Гус Хиддинк поздравил с выходом! Причем он не знал изначально. Я ему сам написал, когда мы вышли в РПЛ. Пообщались, поздравил. Он вообще всегда с теплотой вспоминает время в Махачкале.
— Что для вас значила совместная работа с Хиддинком? Многое ли удалось перенять?
— Работа с каждым хорошим специалистом дает большой опыт. С ним этот опыт тоже появился, естественно. Все же Хиддинк известный тренер, привел сборную России к бронзовым медалям чемпионата Европы. С ним было интересно работать.
— Как бы вы его охарактеризовали?
— С ним было приятно общаться. На мой взгляд, он потрясающий психолог. Помимо всех остальных его достоинств.
— Для вас полезнее была совместная работа с Хиддинком или Юрием Семиным в «Локомотиве»?
— С Юрием Павловичем тоже был очень хороший опыт. С ним я долго проработал. Очень многое у него перенял. Но не хотелось бы их сравнивать с Хиддинком. У обоих я научился многому. Они оба очень хорошие тренеры.
— Поддержка от Семина была, когда вы возглавили «Динамо»?
— Конечно. Он и сразу после выхода поздравил меня тоже. Юрий Павлович поддерживал меня постоянно. Мы с ним постоянно на связи, у нас добрые отношения. Он болел за махачкалинское «Динамо» в этом сезоне.
— В «Анжи» и «Локомотиве» вы работали спортивным и техническим директором, занимались трансферами, селекцией. У вас есть опыт в поиске хороших футболистов. Селекционеры «Динамо» с вами много советуются в этом плане?
— У нас этим занимаются профессиональные люди. Я их знаю достаточно давно, полностью им доверяю в этом вопросе. Поэтому как-то лезть туда и навязываться смысла нет. Но мы всегда работаем в контакте, никаких проблем тут нет.
— Вам комфортнее быть функционером или тренером?
— Со временем я понял, что тренерство — это моё. Рад, что именно эту профессию выбрал. Она сложная, но безумно интересная.
— Вы после окончания игровой карьеры поработали не только в футболе. Как вы оказались в Счетной палате РФ в 1998 году?
— Действительно был такой крутой поворот в моей жизни. Общался со знакомыми после завершения карьеры и возник такой вариант. Не жалею, что удалось поработать в Счетной палате. Это очень серьезная организация, совсем другая сфера. Такая работа требует большого количества знаний, а у меня экономическое образование как раз. Эта работа дала мне многое.
— В футболе опыт, полученный в Счетной палате, пригодился в дальнейшем?
— Конечно. В Счетной палате необходимо знание любых законов. Всегда знаешь, что можно, а что нельзя. И когда после этого приходишь работать в клуб, то понимаешь, что эти знания полезны и здесь, однозначно. Так что это была хорошая школа жизни.
— Почему решили уйти с той работы?
— Хотелось вернуться в футбол, тянуло обратно заниматься любимым делом. Поэтому обратился к президенту «Локомотива» Валерию Николаевичу Филатову с тем, чтобы он рассмотрел мою кандидатуру. Он меня взял обратно, я стал техническим директором. С большим удовольствием работал с Филатовым и Семиным. Нам вместе удавалось работать на пользу «Локомотива» и делать все, чтобы клуб добивался успеха. Хорошее время было, которое приносило много радости: золотые медали в чемпионате, достойное выступление в Лиге чемпионов.
— Допускаете, что когда-то снова станете функционером?
— На должность спортивного директора, например, точно уже переходить не буду. Хочу тренировать максимально долго, как смогу. А дальше время покажет. Сейчас я работаю тренером, мне это очень нравится. Желаю продолжать развиваться в этом направлении. Будем надеяться, это только начало. Всегда есть к чему стремиться.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.
Источник: matchtv.ru