Глобальное замедление спроса на электромобили вынудило руководство Mercedes-Benz пессимизировать планы по их производству: даже в Европе, где экологическая доктрина особенно жёсткая, компании не удастся к 2030 году полностью переключиться на «электрички», а модели с ДВС придётся модернизировать.
Летом 2021 года компания Mercedes-Benz объявила о том, что к 2030 году её продуктовая линейка будет состоять исключительно из электромобилей на тех рынках, где это будет возможно и востребовано (Европа, Северная Америка, Япония и др.). Осенью того же года стало известно о том, что немецкая компания остановила работу на новыми plug-in гибридами, которые всегда считались мостиком на пути между традиционными автомобилями с ДВС и электромобилями.
На этой неделе Mercedes-Benz опубликовала отчёт о работе в 2023 году, цифры «в моменте» получились неплохими, но тенденция тревожная — выяснилось, что «электрички» Mercedes-Benz продаются не так хорошо, как на то рассчитывал менеджмент компании во главе с гендиректором Ола Каллениусом, и на это приходится как-то реагировать. Нехорошие симптомы поступали весь прошлый год, характерным примером стали слабые продажи большого электрического кроссовера Mercedes-Benz EQS SUV в США и, как следствие, решение о переносе его производства из США в Германию.
Наши постоянные читатели в курсе, что торможение спроса на электромобили — глобальный тренд: ещё в начале прошлого года он спровоцировал ценовую войну на китайском авторынке, в Европе концерн Volkswagen вынужден был останавливать заводы по производству электромобилей из-за недостаточно высокого на них спроса, американские компании General Motors и Ford резко ослабили поток инвестиций в разработку и производство новых электромобилей и комплектующих для них.
Причин глобального замедления спроса на электромобили много, главные — это высокие цены, низкие темпы развития зарядной инфраструктуры, недостаточная универсальность электромобилей (в том числе плохая приспособленность для работы в тяжёлых климатических условиях) и снижение общественного внимания к экологической повестке на фоне геополитических потрясений: даже легендарная левая активистка Грета Тунберг постепенно сползает с экологической темы на геополитическую, так именно геополитика теперь всё решает. Короче говоря, сейчас всем немного не до электромобилей.
Западная бюрократия и большие автоконцерны с заметным опозданием реагируют на происходящие в мире изменения и не могут резко проставить крест на прошлых лозунгах. Вот и Mercedes-Benz на словах всё ещё стремиться к полному «озеленению»: в свежей презентации заявлена цель стать полностью углерод-нейтральной компаний к 2039 году. Это значит, что цель полностью переключиться на электромобили пока не отвергнута, а отодвинута на более поздний срок. В привязке к 2030 году компания сильно облегчила себе задачу: о полной электрификации даже на ключевых рынках речи больше не идёт, в этом смысле стратегия откатилась на позиции, обозначенные до 2021 года, — добиться, чтобы 50% объёма продаж Mercedes-Benz к 2030 году составляли электромобили и plug-in гибриды (в презентации Mercedes-Benz они вместе обозначены как xEV).
Поскольку в обозримом будущем Mercedes-Benz не может оказаться от ДВС, то все «углеводородные» модели придётся модернизировать. Понятно, что речь идёт в основном о plug-in гибридах — их век будет продлён, возобновятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в этой области, появятся новинки, причём в довольно большом количестве.
Ну и напоследок несколько цифр. Продажи легковых автомобилей Mercedes-Benz в прошлом году составили 2 044 051 шт. (+0,2% по сравнению с продажами в 2022 году), из них 240 668 шт. — это электромобили (+61,3% по сравнению с продажами в 2022 году), 161 275 шт. — plug-in гибриды (-12,5%). Общая доля xEV в структуре продаж по итогам 2023 года составила 19,7% и компания не ожидает, что она существенно вырастет в 2024 году.
Чистая прибыль Mercedes-Benz в 2023 году составила 14,53 млрд евро (-1,9% по сравнению с результатом 2022 года), при этом расходы на НИОКР и строительство выросли на 17% до 10 млрд евро. По итогам года все сотрудники компании в Германии получат до 7300 евро в виде разовой премии — для простых рабочих это большие деньги.